Недостаток специалистов и ограниченное финансирование бюджетных организаций, препятствуют оказанию ими высококачественной реабилитационной помощи детям с церебральным параличом. Родители из года в год вынуждены объявлять сборы средств самостоятельно, искать спонсоров, или же ожидать реабилитации в течение многих месяцев.
В прошлом году нам выделили две реабилитации от края. Это по 21 дню. У нас в городе есть одна бесплатная реабилитация, но там очередь по несколько месяцев. И мест нет постоянно. Мы с мужем на двух работах работаем, а дочь с бабушками, чтобы насобирать еще хотя бы на два курса в год. Конечно с такими темпами развитие движется медленно. И соглашаешься уже на любые занятия, лишь бы не простаивать. Про качество тут и говорить нечего. Так и надеемся на 1-2 реабилитации и специалистов Центра в Москве, а потом выполняем их задания, в ожиданиях следующей поездки.
Мама подопечного фонда Андрея
Что такое ДЦП?
Детский церебральный паралич — расстройство движения и поддержания позы ребёнка, обусловленное поражением мозга в перинатальном периоде. У ребёнка разорвана связь между двигательными центрами и мышечным аппаратом. Часто этому сопутствуют нарушения речи, слуха, зрения и эпилептические приступы, создающие дальнейшую угрозу нормальному развитию когнитивных и коммуникативных функций.
Реабилитация при ДЦП заключается в скорейшем восстановлении нервных связей и развитии двигательных функций. Ключевой особенностью является то, что процессы развития мозга ребёнка еще не завершены и часть функций может быть развита им заново, или же скомпенсирована. Другая особенность состоит в том, что в отсутствие реабилитации физиологические функции стремительно деградируют. Например из-за невозможности выполнять движение в суставах в полном объёме, и в отсутствии правильного движения у ребёнка развивается деформация суставов и скелета, которую затем приходится лечить хирургическим путём.
Современная реабилитация ДЦП
Реабилитация ДЦП — это комплекс мероприятий, задействующий:
- медицинскую,
- физическую,
- психолого-педагогическую,
- социально-бытовую реабилитацию.
Оптимально, если в оказании помощи ребёнку с особенностями развития участвует мультидисциплинарная команда специалистов: педиатр, невролог, реабилитолог, логопед, ортопед, офтальмолог, эпилептолог, эрготерапевт, инструктор АФК.
Первичной целью реабилитации является овладение способностью к передвижению, поддержанию позы и длительной активности, способностью к коммуникации. Нейрофизиолог помогает ребёнку восстановить не сформировавшиеся от природы шаблоны движений — от простых к всё более сложным. Одновременно с этим ортопед и реабилитолог назначают ребёнку схемы ношения туторов и ортезов для противодействия спастике мышц. Для принятия вертикального положения ребёнку требуется вертикализатор, и ежедневные упражнения на позы стоя. Первые свои шаги ребёнок делает в ортопедических аппаратах на голеностопных суставах. Впереди длительный путь к освоению уверенной походки через развитие координации, мышечной силы и ловкости, закрепление правильных мышечных стереотипов.
С возрастом приоритет реабилитации смещается на физическую активность, спортивную и игровую, самореализацию в физической культуре. Ребёнку необходима регулярная тренировка мышечной силы и подвижности суставов для сохранения текущего уровня активности.
В рамках программы «Хочу ходить» в Благотворительном фонде «Особенный путь» проводятся регулярные групповые занятия с инструкторами адаптивной физкультуры, открытые лекции и консультации со специалистами, а также собираются целевые пожертвования на внеочередные мероприятия терапии и реабилитации.